Творчество Виктора Михайловича Васнецова можно разделить на три направления:

Бытовые сюжеты

Былинно-историческое направление

Религиозная тема
 

1. Бытовые сюжеты преобладают в ранний период творчества В.М. Васнецова. Профессионально занимаясь книжной Военная телеграмма графикой с 1868, Виктор Васнецов, уже к 1875 достигший в этой области больших успехов, решил попробовать свои силы в критическом реализме и примкнуть к недавно созданному Товариществу передвижных художественных выставок. Это общество состояло из живописцев, которые, увлекаясь народными идеями, стремились отражать в своих произведениях тяжелую жизнь крестьян и горожан, а также социальные проблему страны.

Виктор Михайлович, с детства знавший по себе, что такое крестьянский труд, а после переезда в столицу каждый день наблюдавший жизнь нищих петербуржцев, написал целый ряд картин, созвучных по тематике работам передвижников. К их числу можно отнести такие произведения, как «Нищие певцы» («Богомольцы»),  «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». Все эти многофигурные композиции несут в себе горечь жизни и поучительную правду, а представленные в них народные типажи демонстрируют высокий художественный уровень автора.

 2. В.М. Васнецов получил заказ от директора Московского публичного и Румянцевского музея, этнографа В.А. Дашкова на создание портретов великих русских деятелей с копий сохранившихся гравюр.  Благодаря этой работе живописец все больше погружался в атмосферу старины и преданий. Он получил возможность увидеть и прикоснуться к историческим реликвиям, почувствовать необыкновенную атмосферу прошлых веков.

После побоища Игоря Святославича с половцамиОсобую роль в жизни Виктора Михайловича сыграло знакомство с С.И. Мамонтовым, человеком талантливым и образованным, любившим историю и искусство. В подмосковной усадьбе Мамонтова – Абрамцево – часто проводились вечера посвященные истории и литературе, где ученые, художники  и литераторы обсуждали исторические события или читали недавно найденные археологами древнее манускрипты. Все это подвигло Васнецова, еще с семинарских лекций полюбившего строки «Слова о полку Игореве», создать серию историко-былинных картин.

3.Религиозное направление  Васнецову было свойственно создавать масштабные и монументальные работы , возможно поэтому, спустя некоторое время он написал письмо, в котором предложил свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Но прежде, чем приступать к работе, в мае 1885 года живописец отправился в Италию, чтобы воочию увидеть фрески знаменитых мастеров эпохи

Возрождения. К концу лета того же года он вернулся в Киев и приступил к созданию предварительных эскизов для украшения храма. Ему предстояло оформить центральный неф с запрестольной апсидой, куполом и стенными фрагментами общей площадью почти три тысячи квадратных метров. Позднее к Виктору Михайловичу присоединились другие художники. Но именно в стиль Васнецова стал определяющим в росписи собора.

На эту грандиозную работу по росписи храма Святого князя Владимира у Виктора Васнецова ушло около десяти лет. Успех храмовой росписи был огромен. Пресса конца XIX века посвятила этой теме многие свои статьи, сюжеты икон Владимирского собора обрели необыкновенную популярность. Однако после исследований XX века, посвященных древнерусской иконе, в отношении христианских сюжетов Васнецова стали осуждать. Тем не менее, создание большого художественного ансамбля, воплощенного в цельности увиденного впечатления, производимого убранством Владимирского храма, до сих пор имеет огромное и важное значение для русского искусства.

© Перевалова Виктория, 2011
E-mail:
volshebnicaoz@bk.ru

На главную