История воднолыжного спорта в России

Объективно, широкий выход нашего спорта на международную арену начался с участия советской команды в хельсинских Олимпийских играх. В то время наиболее многочисленной группой наших сограждан, которым разрешался выезд за границу, были спортсмены. Видимо, кто-то из спортсменов и привез в Россию рассказ об экзотических видах спорта, одним из которых были водные лыжи. В конце 50-х годов, в начале Хрущевской оттепели, нам в Ленинграде удалось получить фотографии из американского воднолыжного журнала, где мы впервые и увидели снимки фирменных водных лыж.

История создания первых водных лыж требует отдельной статьи, но здесь стоит вспомнить, что на Руси всегда были умельцы, готовые руководствуясь минимальной информацией создать прекрасный инвентарь. В Ленинграде одним из таких умельцев был мастер гребного клуба "Знамя", который в свободное время с ювелирной точностью восстанавливал сломанные зимние лыжи, склеенные из разных сортов дерева. Мы уговорили этого мастера по эскизу, сделанному с фотографии, склеить из дерева водные лыжи. Вопреки известной пословице, "первый блин" не оказался испорченным. Лыжи прослужили несколько сезонов при интенсивной эксплуатации группой энтузиастов, благодаря использованию специального водостойкого клея и тщательной покраске.

Первые тренировки еще больше подогрели интерес к воднолыжному спорту и в начале 60-х годов ленинградские воднолыжники получили приглашение на соревнования от своих рижских коллег. Поездка в Юрмалу, встречи и состязания сначала с московскими и латвийскими воднолыжниками, а затем со спортсменами из Дубны и других городов окончательно подтолкнули ленинградцев к серьезным тренировкам. К тому времени в городе было несколько коллективов воднолыжников, среди которых выделялся клуб, расположенный на Малой Невке. Здесь была создана первая трасса для воднолыжного слалома и построен первый в городе трамплин, удовлетворявший международным правилам соревнований по воднолыжному спорту. Официальных отечественных правил в то время еще не было.

Но вернемся в СССР начала 60-х годов… Тогда развитию воднолыжного спорта в первую очередь способствовало регулярное проведение соревнований. Систематические встречи воднолыжников сначала проходили в Юрмале на реке Лиелупе, а затем переместились в Москву. В соревнованиях принимали участие сильнейшие спортсмены Советского Союза. Усилиями Илмара Брюсселя из Риги, Роберта Рубина и Василия Иванова из Москвы, энтузиастов воднолыжного спорта из Дубны, Ленинграда, Таллина и других городов были созданы условия для проведения в 1964 году на водном стадионе Динамо первых всесоюзных соревнований воднолыжников, о чем будет рассказано в следующем разделе Истории. Для спортсменов тогда важнейшими были проблемы официального признания властями спорта и его технического оснащения. Признанию водных лыж в стране во многом поспособствовал тот факт, что их полюбили первые космонавты, в частности, Юрий Гагарин был воднолыжником и весьма неплохим.

В начале 60-х годов авторитет Советского Союза в мире был весьма велик, в особенности из-за первого полета человека в космос, и Ю. Гагарин с триумфом посещал многие страны мира. В одной из таких поездок он в качестве подарка получил отличный скоростной катер, который затем находился на стоянке в Центральном Водноспортивном клубе Военно Морского флота в Москве. Ю. Гагарин сам управлял катером, буксировал своих друзей-космонавтов и с удовольствием занимался водными лыжами.

На водных лыжах по реке Даугаве за парусным катамараном

Новый спорт стоял на пороге официального признания на самом высоком уровне, хотя и относился к самой малообеспечиваемой материально и финансово категории. Фактически, на начальном этапе воднолыжный спорт развивался благодаря усилиям энтузиастов. Но такое положение первое время даже шло ему на пользу. Из-за отсутствия мощных моторов отечественные катера не могли достаточно разгоняться с лыжником на буксире. А быстрые катера на подводных крыльях не обеспечивали скоростной стабильности и попросту затормаживались от значительных усилий, передаваемых спортсменами через фал. Это время характеризовалось массовым техническим творчеством, когда создавались проекты катеров, других буксиров и различного оборудования для молодого вида спорта . В ряде случаев использовались экзотические средства буксировки воднолыжников. Известный ленинградский физик и любитель водных лыж А. Каплянский рассказывал, что во время отдыха со своим отцом на озере Иссык Куль они использовали местных лошадей, которые скакали вдоль берега и буксировали воднолыжника. Рижские любители воднолыжных прогулок применяли для буксировки скоростные парусные катамараны, которые не уступали в стремительности катерам, особенно при сильном ветре. Кроме того, разрабатывались проекты лыж различного назначения, и все это свидетельствовало, что увлечение новым видом спорта в России приняло массовый характер. Приближался 1964 год - год официального признания воднолыжного спорта.