Мифы и легенды Древней Греции в изобразительном искусстве

Главная

Даная

Геркулес и Омфала   Нарцисс Адонис Крон Купидон и грации Афина


Тест

Ребус

Кроссворд

О создателе сайта

Сайты по искусству


Галатея

Итак, сейчас я поведаю вам еще одно прекраснейшее сказание, которое вряд ли оставит вас равнодушными.

Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве днем и ночью восхищался юный правитель статуей, шептал ей нежные слова, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.
Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион принес ей жертвы с мольбой, в которых просил себе в жены девушку, похожую на Галатею. Богиня снизошла к Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион.
Когда царь вошел в свою мастерскую, лучи солнца легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты ...
Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и способной оживлять камень и кость во имя любви и для любви. Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.

Красивая легенда, не правда ли? Под впечатлением от этого произведения Рафаэль, итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения, автор многочисленных мадонн, в том числе и «Сикстинской мадонны», создал великолепную фреску «Триумф Галатеи». Как выделяется на фоне бледно-голубого неба фигура красивейшей девушки! Она облачена в яркие одежды благородного пурпурного цвета, ее лицо одухотворено, изгиб шеи невероятно пленителен ... Парящие в облаках купидоны, подручные самой Афродиты, нацелили на красавицу свои любовные стрелы. Окружающие Галатею фигуры являются как бы обрамлением, завершают композицию картины, создавая общее впечатление ее целостности и завершенности. Невозможно оторвать взгляд от изящных жестов и поз героев картины, от легкой и как бы воздушной Галатеи, будто поддающейся каждому порыву ветра. Но в то же время, какая стать и притягательная сила заключены в каждом движении этой прекрасной девы!..

Рафаэль Санти «Триумф Галатеи»

Щелкните по картине, чтобы увидеть ее в большем размере

Жан-Батист Ванлоо «Триумф Галатеи»

Щелкните по картине, чтобы увидеть ее в большем размере

Теперь взглянем на произведение Жана-Батиста Ванлоо. Главная героиня все также восседает на спинах морских чудовищ, все также окружена она обитателями морских глубин, стан ее окутан голубыми и алыми тканями. Но общий антураж картины немного иной. Напряжение и динамика будто бы возросли, хотя выражение лица самой Галатеи выглядит более радостным. Но цветовые решения абсолютно иные. Нет уже той яркости, что присутствует у Рафаэля. Все окутано легкой золотистой дымкой, девушка уже не так отчетливо выделяется среди остальных героев сюжета. Она по-прежнему в центре, но является частью неразделимого целого.

Также я предлагаю вашему вниманию картину художника XIX века сэра Эдварда Коли Вёрн-Джонса «Галатея и Афродита», изображающая, как вы понимаете, сцену оживления статуи. Прекраснейшая из богинь Олимпа, окруженная белоснежными голубями и розовыми цветами, с цветущей ветвью в руках, облаченная в воздушное и прозрачное платье, явилась в мастерскую Пигмалиона, дабы претворить в жизнь его самую заветную мечту – дать жизнь его творению. Галатея же будто удивлена. С недоумением и благодарностью держится она за руку Афродиты, словно не зная, как ее благодарить за дарованную жизнь. Общее впечатление от этой картины очень светлое, радостное. Невесомая фигура богини, красивый девичий стан, нежные и приятные краски. Все очень ласково, воздушно, одухотворенно ...

Вёрн-Джонс «Галатея и Афродита»

Щелкните по картине, чтобы увидеть ее в большем размере

Михаил Марков «Галатея»

Щелкните по картине, чтобы увидеть ее в большем размере

А теперь давате познакомимся с работой Михаила Маркова. Тут использована уже совершенно иная стилистика, иная задумка и идея. Вы видите каменную статую, постепенно оживающую под натруженной рукой мастера. И если один глаз Галатеи выглядит мертвым и "слепым", то другой явно светится жизнью. Создается впечатление некоей строгости и сдержанности, читаемой в положении головы, в выражении лица статуи. От нее веет холодом. И в то же время горячей и страстной выглядит рука, прикасающаяся к спокойному, но пока безжизненному лику. И вот, происходит чудо! Камень будто тает под дланью создателя ... Все линии четкие, цвета контрастные. И совершенно другое впечатление. Все достаточно лаконично, я бы даже сказала, слишком лаконично. Но между тем эта картина мне самой нравится больше других. Видимо, из-за этой сдержанности.

Уверена, вас затронула эта чудеснейшая легенда об искренности чувств, невероятной вере в любовь, и не менее великолепными и грандиозными показались вам фреска Рафаэля и полотна Жана-Батиста Ванлоо, Михаила Маркова и сэра Эдварда Коли Верна-Джонса.

© Белоусова А.Е., 2008 – 2009
e-mail: erfolgreich17@gmail.com